Вопрос содержания птиц в неволе (дома или в уголках жи¬вой природы школы) вызывал и вызывает большие разногласия. Некоторые считают, что лишение птиц свободы противоречит за¬дачам охраны, защиты и использования их для борьбы с вредите¬лями лесов, садов и полей.
Общая площадь гатчинских парков - более 700 га. Они состоят из трех крупных массивов, между которыми располагается центр города Гатчина. Дворцовый парк площадью 163 га раскинулся рядом с дворцом, вокруг Белого и Серебряного озер. Он состоит из нескольких участков - Английского сада, Ботанического сада, Голландских садов, Липового сада, Собственного садика и Сильвии f Приоратский парк (160 га) расположен к юго-востоку от Дворцового парка. Зверинец (около 400 га) находится к северо-западу от Дворцового парка. Работы по разбивке Английского сада начались в 1772 году под руководством английского мастера Д Шиарро и ирландца Я. Гаккета. В этом саду все было сделано в соответствии с основными принципами пейзажного стиля: проложены длинные дорожки, изгибы которых повторяли очертания берегов В 1790-е годы в Гатчине ведется интенсивное парковое строительство. Границы Дворцового парка раздвинулись Появились Ботанический сад, Собственный садик, Голландские сады, возник новый участок парка - Сильвия. Начать экскурсию по гатчинским пакам лучше всего от арки Адмиралтейских ворот. Отсюда начинается прямая аллея, выходящая к берегу Белого озера - композиционного центра Английского сада. Белое озеро площадью 20 га - уникальный водоем, питающийся подземными ключами. На нем расположились острова: Длинный, Лебяжий, Вороний, Остров любви, Еловый, Сосновый, Плавучий, Березовый, Пихтовый и др. Сохранив преобладающие в местном пейзаже хвойные породы деревьев, мастера разнообразили сад посадками липы, дуба и клена (на восточном берегу озера), сосны, ели и пихты (на западном). Одно из самых заметных сооружений парка XVIII века - Адмиралтейство (в старину его называли "гавань" или "Голландия") - деревянное здание с высокой четырехскатной кровлей Суда, построенные в Адмиралтействе, предназначались для прогулок по озеру. Так, великий князь Павел Петрович имел на Белом озере даже небольшую флотилию из 24 судов. От Адмиралтейства рукой подать до Ботанического сада, созданного в регулярном стиле под руководством мастера Ф. Гельмгольца в 90-е годы XVIII века. Сад разбит на двух насыпных террасах, на которые ведут каменные лестницы. Деревья здесь посажены по прямым линиям вдоль дорожек. Искусственные водоемы имеют правильные геометричес- "> r -iiJiL \ ,->• 108 100 великих заповедников и парков кие очертания' на верхней террасе - восьмигранный пруд, на нижней - круглый. В западной части сада находится Цветочная горка, на которой выставлялись в кадках экзотические южные растения. Рядом с дорожками сада были высажены необычные для северного климата деревья: тис, вяз, бук, которые позже заменили липами и дубами. В Ботаническом саду находились и каменные оранжереи, где разводили редкие растения. За Цветочной горкой открывается вид на редкий для регулярного парка Водный лабиринт, образованный четырьмя островками. За Водным лабиринтом можно хорошо рассмотреть на западной стороне озера (на Длинном острове) террасу-пристань, сложенную из плит пудожского камня Раньше здесь можно было видеть тринадцать высеченных из камня ваз, а также четыре мраморные статуи-аллегории, изображавшие живопись, скульптуру, поэзию и архитектуру. Островную площадку украшали каменные изваяния львов. Остров любви, треугольный в плане, отделен от берега узкими протоками. В 1790-е годы на острове был разбит регулярный садик с фигурными газонами и дорожками, подстриженным кустарником и мраморными скульптурами. На Белом озере были две пристани с парапетами из пудожского камня. Здесь же можно видеть деревянную постройку - павильон Венеры, сооруженный в 1792 году, украшенный резным орнаментом с атрибутами древнеримской богини любви. Каменный цоколь павильона словно вырастает из воды Павильон обшит легкой трельяжной плетенкой Внутри павильона находится просторный зал с высокой стеклянной дверью напротив входа. Стены зала от пола до потолка покрыты росписью, в простенках рисунки ваз, акантовых листьев и фигур человека вплетены в орнамент Зеркала в строгих рамах, украшенных резными позолоченными венками. Перед окнами - четыре мраморные вазы-фонтана. Здесь же можно видеть 80-метровый живописный плафон Триумф Венеры работы немецкого художника Я. Меттенлейтера. Ю. Пирютко пишет' "В центре холста - колесница в форме морской раковины, запряженная парой лебедей. В колеснице сидит богиня Служанки богини, прекрасные оры, поддерживают ее покрывало Здесь же целующиеся голубки - спутники Венеры. Три грации, или хариты, богини красоты, рассыпают розы на пути колесницы. От харит убегает кролик - символ робости. Шаловливые амуры с пылающими факелами и стрелами окружают торжественный хоровод Левее изображен Меркурий со своим жезлом-кадуцеем, оплетенным змеями. Это бог торговли и путешествий, посланник богов. Чуть ниже видна группа из Дворцово-парковые ансамбли, городские парки 109 пяти женских фигур. Среди них Юнона, покровительница брака, ее можно узнать по изображению павлина - символа семейного благополучия". Березовый домик, построенный в 1780-е годы, - одна из наиболее известных достопримечательностей Гатчинского парка. Домик очень напоминает поленницу березовых дров с неотесанной корой Только когда открывались двери и ставни, можно было понять, что это постройка. Единственный его зал был похож на великолепный будуар с диваном, обитым шелком. От Березового домика начинается Глухая аллея - один из лучших в парке пейзажных уголков, в котором ореховые и ольховые кустарники чередуются с лужайками На месте стыка Глухой аллеи с Береговой, на границе Дворцового парка, стоят Зверинские ворота, представляющие собой два четырехгранных столба с широкими карнизами с большими каменными шарами наверху Недалеко от ворот находится водопад. Над протокой перед каскадом был возведен арочный Большой Каменный мост, украшенный балюстрадой, четырьмя каменными вазами, изваяниями львов и кентавров. По мостикам дорожка ведет к Холодным баням, или летним купальням, устроенным в парке в конце 1790-х годов. А тут недалеко и до Сильвии (леса), созданной по регулярному плану. Основные работы в Сильвии проводились в 1795-1798 годах между тремя аллеями были проложены дорожки, разделявшие территорию на треугольники и трапеции, дороги обкладывались дерном и засыпались песком, высаживались черемуха, малина, смородина, ива и другие деревья, велось строительство. И сейчас на берегу реки Колпанка можно видеть постройки конца XVIII века - Птичник, или Фазанник, и Ферму, или Скотный двор. Птичник, построенный А. Захаровым, считается лучшим зданием в парке Ю. Пирютко пишет: "Это одноэтажное строение, имеющее в плане П-образную форму, со слабо выступающими в сторону хозяйственного двора ризалитами. С торцов к зданию примыкают частично врезанные в массив главного корпуса две круглые башенки с небольшими, почти плоскими куполами. По периметру куполов укреплено по двенадцать металлических ваз. Фасад, обращенный в сторону реки, украшен по центру небольшим дорическим портиком Портик поддерживает балюстраду с каменными шарами. Три полуциркульных окна мезонина завершают облик фасада" В конце аллеи, делящей парковый массив, видны Сильвийские ворота, построенные К. Висконти (они отмечают границу Английского сада). по 100 великих заповедников и парков Дворцово-парковые ансамбли, городские парки 111 •1,1 Из-под арки Сильвийских ворот открывается вид на колонну Орла, одно из старейших украшений Английского сада, появившееся еще в 1770-е годы Перспективу длинной просеки замыкает павильон Орла, сооруженный в 1790-е годы по проекту В Бренна Он представляет собой сооружение круглой формы, поднятое на цоколь Двойные колонны из серого мрамора поддерживают широкий антаблемент со скульптурой орла, увенчанною короной В нескольких шагах от колонны Орла виден земляной вал Амфитеатра, предназначавшегося для "рыцарских забав" Павла I На насыпном земляном валу когда-то были установлены пьедесталы для мраморных скуль птурных групп, через вал были проделаны сквозные проезды, в которые можно было проехать в экипаже С правой стороны от дороги, ведущей к дворцу, была когда-то Лесная оранжерея В этом же районе Английского сада, в одном из просветов между кустарниками, возникает неожиданная перспектива, замкнутая мраморным Чесменским обелиском, поставленным в память о победе русского флота во время Русско-турецкой войны В XVIII веке на территории Гатчины была известна "набережная от озера роща, которая по сторонам обнесена холстом", - место для игр и развлечений, называемое Качели В начале XIX века в этом уголке парка был устроен овальный зеленый трельяж, увитый акациями Перед ним был разбит цветник со сложным переплетением дорожек План этого уча стка очень напоминал по форме графин, поэтому участок долгое время назывался в народе Графином Парадный фасад дворца открыт для обзора Перед ним обширное открытое пространство - Серебряный луг По краям луга были посажены могучие дубы Серебряное озеро, давшее название лугу, славится кристально чистой водой, оно не замерзает и зимой На западном берегу Серебряного озера расположен грот Эхо Из кабинета Павла I можно было выйти в Собственный садик (он предназначался для прогулок хозяина дворца) В центре садика была круглая площадка, от которой расходились восемь дорожек, посыпанных гравием и окантованных шпалерником, между ними были разбиты цветники Сейчас в центре круглой площадки сада можно видеть мраморную статую римской богини Флоры Несколько дальше на круглом постаменте стоит гигантская каменная голова римской богини Юноны Вдоль ограды садика идет дорожка к Карпину пруду, напоминающему кувшин с продолговатой ручкой По его восточному берегу можно пройти к так называемому Балкону, напоминающему как крепостной бастион, так и террасу для прогулок Голландские сады были созданы в конце XVIII века В Нижнем Голландском саду между подстриженными кустарниками были расположены цветники фигурной формы, на них выращивались тюльпаны Дорожки между газонами были выложены толченым кирпичом Сад украшали статуи - мраморные копии с античных оригиналов В Верхнем саду дорожки расходятся от площадки, на которой установлена статуя Афины Паллады Липовый сад был создан одновременно с Голландскими, он также имеет регулярный план Вдоль дорожек и площадок правильной геометрической формы растут могучие деревья, кроны которых когда-то стригли Павловский парк Павловский парк под Петербурюм (3 км от города Пушкин) считается непревзойденным образцом пейзажного стиля, хотя здесь использованы и элементы регулярной планировки Павловский парк можно условно разделить на три части центральная часть парка со Старой и Новой Сильвией, долина реки Славянка, район прудов и Белой березы Эти части парка появились в разное время, созданы различными архитекторами и отличаются по стилю Парк занимает площадь около 600 га Существует и другое деление парка - на семь районов Придворцо-вая часть с регулярной планировкой дорожек и партеров, со статуями на фоне стриженых акаций Долина реки Славянка Лесной массив Большой звезды Старая Сильвия с двенадцатью дорожками Новая Сильвии с тенистыми аллеями Белая береза с рощами и полянами Парадное поле с прудами Архитекторы Ч Камерон, В Бренна, А Воронихин и художник П Гонзаго превратили Павловский лес в шедевр садово-паркового искусства Планомерные работы начались с 1779 года, когда их возглавил Чарлз Камерон (1740- 1820), приехавший из Шотландии В 1780 году он разработал основную схему планировки территории, построил Павловский дворец на холме у берега реки Славянки Камерон определил облик самой долины Славянки, Большой звезды, оформил Собственный садик, Вольерный участок, начал планировку дорог района Белой березы, установил мосты Ему принадлежат и парковые сооружения, навеянные античностью Это сквозная колоннада Аполлона, храм дружбы, Холодная ванна, вольер, павильон Трех граций, Краснодолинный павильон 112 100 великих заповедников и парков Дворцово-парковые ансамбли, городские парки 113 В 90-х годах XVIII века главным архитектором Павловска стал В. Брен-на (1745- 1820). Его произведения отличаются театральной неожиданностью. Бренна придал некоторым уголкам парка парадность: создал Большие круги, Сильвии, Каскад-руину, Пиль-башню, Амфитеатр и Зеленый театр, Вокзальные пруды в Большой звезде. В начале XIX века в Павловске работал А. Воронихин (1759-1814). По его проектам был сооружен Висконтиев мост с вазами, Пиль-башенный мост; деревянный Розовый павильон с эоловыми арфами. Позже строительными работами в Павловске руководил К. Росси (1775-1849). По его проектам созданы парковые ограды и ворота с вазами, мостики и скамейки, чугунные ворота в виде колоннады (они украшают вход в парк). Завершил работу над парком живописец и театральный декоратор П. Гонзаго (1751 - 1831). Он украсил Большую звезду долиной прудов, в Красной долине реки Славянка подчеркнул естественность природы, создал районы Белой березы и Парадного поля. П. Гонзаго, известный театральный художник, был приглашен из Венеции князем Юсуповым в его имение Архангельское под Москвой. В Павловске он создал настоящий пейзажный парк. Н. Верзилин рассказывает, как Гонзаго "рисовал" свои пейзажи: "Пейзажи парка Гонзаго "писал" на ходу. Ранним утром он обходил парк. Следом за ним шел его ученик Степан Кувшинников с двумя ведрами краски и кистями. Одно ведро было с белой краской, другое - с черной. Белой краской Гонзаго отмечал те деревья, которые нужно было сохранить, черной - намеченные к вырубке. Попутно он указывал места для посадки новых деревьев и кустарников. Так его кистью были топор и лопата". Архитектурная планировка парка строится по принципу нарастания от периферии к основному сооружению - дворцу. По мере приближения к дворцу дорожек становится больше, коллекции насаждений - богаче. В XVII веке на месте Павловска была деревянная крепость, а рядом - Царское Село, резиденция императрицы Екатерины II. В 1777 году Екатерина II подарила своему сыну Павлу лес в 365 десятин, две деревеньки. И с тех самых пор это место стало называться Павловское. Тогда же начал закладываться парк (об этом можно узнать, посмотрев на обелиск, который возвышается на берегу Славянки). Сначала Павловский парк был пейзажным, в строгом английском стиле. Но позже, когда Павел взошел на престол, стали появляться постройки в духе модного романтизма, внедрялся регулярный, архитектурный стиль. Строительство дворцово-паркового ансамбля закончилось в 20-х годах XIX века. Центральная часть парка спланирована в регулярном - французском стиле и в основном создана архитектором В. Бренна. В 80-х годах XVIII века к парадному въезду во дворец проложили тройную липовую аллею (раньше липам придавали шаровидную форму). По одну сторону аллеи было разбито много клумб и создан лабиринт стриженых кустов акации. Дальше расположен вольер, украшенный колоннами, вазами с цветами и античными скульптурами. В вольере содержались диковинные певчие птицы. Н. Верзилин отмечает, что никто не знал ни названий этих птиц, ни их родины, ни того, чем их кормить: "По утрам мертвых птичек пригоршнями выносили из вольера. Наконец экзотические птицы были собственноручно выпущены императрицей и на та- !\ 114 100 великих заповедников и парков кой свободе в северном лесу погибли Помещение вольера превратили в своего рода музей античных древностей, найденных при раскопках и при везенных из Италии" Сейчас перед вольером можно видеть небольшой пруд со статуей Венеры По другую сторону аллеи расположены две приподнятые круглые площадки со ступенями, украшенные цветниками и соединенные дорожкой, - это Большие круги Центр одного "круга" украшает мраморная статуя Правосудие, центр другого - Мир (они были заказаны еще Петром I итальянскому скульптору П Баратта) Сочетание яркой зелени, цветов и белых статуй придает Большим кругам парадность, праздничность В XVIII веке на аллее, соединяющей Большие круги, стояли деревянный турецкий шатер, расписанный белыми и синими полосами, и хижина угольщика - двускатный шалаш, заросший мхом (внутри такого неприметного на вид шалаша находились овальный письменный стол, белая с позолотой мебель и клавикорды) В долине Славянки раньше находились швейцарская хижина, шале, с соломенной крышей и колоколом на небольшой вышке А вот Молочная сохранилась до наших дней Она находится за Тройной липовой аллеей, в густой чаще Выложенная из крупного булыжника, крытая соломой, оформленная внутри изразцами, она напоминает швейцарские хижины, распространенные в парках XVIII века Ее естественным украшением стала береза ствол этого дерева проходит сквозь крышу Центральная липовая аллея приводит к Парадному полю, где проводились воинские парады После смерти Павла Парадное поле приобрело живописный вид У самого дворца в стороне от главного фасада расположен так называемый Собственный садик, созданный в голландском духе Статую богиню цветов - Флору - украшали росшие на небольших клумбах многочисленные сорта роз, а также другие цветы На зеленых газонах в шахматном порядке были высажены липы и декоративный кустарник, вдоль песчаных дорожек были подняты на высокие постаменты мраморные вазы Две аллеи садика были покрыты сверху трельяжем с вьющимися растениями Главная аллея идет к павильону Трех граций (со сквозной колоннадой) Придворцовая часть парка соединена с долиной Славянки каменной лестницей в 64 ступени Ее верхняя площадка украшена балюстрадой, вазами и мраморными львами, по бокам идут шпалеры кустарника, словно Дворцово-парковые ансамбли, городские парки 115 перила, а на нижних лестничных уступах сидят отлитые из чугуна свирепые львы От Парадного поля до Славянки расположена Старая Сильвия (старый лес) Этот парк, созданный из леса, окруженный рекой и двумя длинными прудами, представляет собой рощу В центре рощи, на круглой площадке возвышается бронзовая статуя Аполлона Бельведерского, по краям от него - статуи девяти муз, богинь Венеры, Флоры и бога Меркурия От площадки расходятся лучами двенадцать аллей, одна из которых ведет на берег Славянки, к Зеленому театру На правом берегу реки находилась сцена На левом был расположен амфитеатр с каменными скамьями для зрителей Другая аллея ведет к открытому двухколонному павильону с нишей, на которой изображена склоненная над двумя урнами женщина (это памятник родителям жены Павла) Автор павильона - Камерон, памятника - Мартос Третья дорожка ведет к Руинному каскаду, имеющему вид диких развалин Среди больших камней обломки статуй, колонн, в ров падает вода, перила над каскадом из необтесанных стволов берез, на постаментах - разбитые вазы и львы На правом берегу Славянки находится Новая Сильвия, или новый лес, напоминающий пейзажный парк Среди этого густого леса проложено пять почти параллельных аллей, окаймленных подстриженной акацией В местах пересечения дорожек сделаны зеленые площадки В начале Новой Сильвии в кустах сирени можно видеть статую Аполлона с лирой в руках и с лавровым венком на голове, в конце парка - колонну "Конец света" В Новой Сильвии дорожки ведут в мрачный лес, где воздвигнут мавзолей в память Павла I в виде античного храма с желтыми стенами и гранитными колоннами Часть парка в долине Славянки, созданная Камероном, представляет неменьший интерес Деревья здесь то приближаются к дорожкам, то от ступают Иногда целая группа лип, кажется, растет из одного корня Каждый поворот открывает новые сочетания холмов, деревьев и воды В пейзаж вкраплены павильоны, обелиски Дворец парадным подъездом обращен к регулярному парку, а противоположной стороной, наиболее красивой частью фасада, - к пейзажам долины реки Славянка Напротив дворца, на высоком холме среди деревьев белеет округлая колоннада, и в ее проломе, образовавшемся после удара молнии, - бог Аполлон 116 100 великих заповедников и парков Особо привлекает внимание в этой части парка Храм Дружбы, построенный в стиле древней Эллады Его золотисто-желтые округлые стены украшают белые колонны и крыша с зеленым куполом. Чуть дальше у озера - Большой каскад с расположенной наверху балюстрадой с вазами, каменный Висконтиев мостик. Рядом - остроконечная Пиль-башня Вот что пишет А Эфрос об этой башне. "Гонзаго получил строение готовым (до него здесь была мельница) Он лишь хотел надеть на него новый чехол. Он предложил покрыть старую мельницу своею росписью, придать строению характер "руины". Вся суть этой работы Гонзаго - в росписи. Это - объемная театральная декорация, поставленная на вольном воздухе Живопись имитирует на ней то, что должно было бы быть объемно-рельефным. От крыши до цоколя все написано кистью - наличники окон, швы кладки, осыпающаяся штукатурка, обнажившийся остов здания, разрушающегося у крыши". Здесь же можно видеть часть водяной мельницы. Отсюда начинается так называемая Красная, то есть красивая, долина, в конце которой можно видеть разрушенные арки, обломки подлинных греческих зданий и статуй. На границе парка стоит Краснодолинный павильон, названный архитектурным капризом Камерона Вокруг Парадного поля, по проекту Гонзаго, были созданы изогнутые Розовопавильонные пруды (в течение 10 лет, начиная с 1803 года, П. Гонзаго выращивал здесь естественные зеленые декорации). Большая звезда - еще один лесной массив парка, в котором, согласно проекту Камерона, прямые дороги-лучи образуют рисунок звезды. В районе Большой звезды Гонзаго создает целую Долину прудов (Круг-лозальные, Новошалейные, Глазовскии, Краснодолинные, Венерин). Краснодолинные с обрывистыми берегами отражают в воде контуры сосен и елей Круглозальные пруды устроены в глубоких оврагах, с низкими ровными берегами. Венерин пруд украшен по берегам ирисами и овальным Островом любви, на котором расположен трельяж со статуей Амура (автор Фальконе). Через молодой лес на площади 130 га проходят бесконечные дороги с романтическими названиями - Молодого жениха, Зеленой женщины, Дружеская, Красного солнца. Этот район в середине XIX века называли музыкальным оазисом Петербурга. В 1837 году, когда в России была открыта пассажирская железная дорога Петербург- Павловск, она проходила через Большую звезду. Недалеко от прудов было сооружен ресторан с концертным залом - Курзал. Летом 1840 года здесь впервые был исполнен "Павловский I Дворцово-парковые ансамбли, городские парки 117 вальс" М. Глинки, названный позже "Вальсом-фантазией". До 1941 года в Курзале выступали известные певцы и музыканты Другой район Павловского парка - Бе пая береза Окрестности Белой березы занимают более трети всего парка (245 га) Протяженность дорог 38 км, семь из них сходятся на лужайке, в середине которой стоит высокая белоствольная береза, окруженная молодыми деревцами В промежутках между дорогами разбросаны рощицы, группы различных деревьев. В отдаленном конце парка насаждения расположены так, что перспектива кажется бесконечной Этот вид - еще один шедевр П Гонзаго. "Художнику, рисующему пейзажи деревьями и кустарниками, необходимо быть и ботаником, необходимо хорошо знать, какие формы примут впоследствии посаженные молодые растения", - пишет Н Верзилин - Более того, Гонзаго предугадал, как будут выглядеть сочетания окраски деревьев в разные времена года - весной, летом, осенью И что характерно для садового творчества Гонзаго? Создавая эту последнюю по времени часть парка, он достиг художественного совершенства без всяких искусственных украшений. Ни прудов, ни холмов, ни каскадов, ни руин, ни храмов и обелисков, ни реки с изящными мостами Своим творчеством в районе Белой березы он бросил вызов всем другим частям Павловского парка, всем предшествовавшим ему архитекторам садов, сторонникам всевозможных ухищрений. Он доказал превосходство естественного, чисто пейзажного стиля парков и садов". Во время Великой Отечественной войны Павловскому парку был нанесен большой урон Дворец был разрушен, многие павильоны сожжены, мосты и плотины взорваны, 70 тысяч деревьев вырублено, газоны и аллеи размолоты танками, многие районы парка заминированы Блиндажи, окопы и дзоты осквернили парк. Сразу же после освобождения Павловска в 1944 году началась реставрация этого знаменитого памятника русского искусства