Вопрос содержания птиц в неволе (дома или в уголках жи¬вой природы школы) вызывал и вызывает большие разногласия. Некоторые считают, что лишение птиц свободы противоречит за¬дачам охраны, защиты и использования их для борьбы с вредите¬лями лесов, садов и полей.
В Японии, у подножия Кинугасаяма, расположены две архитектурные жемчужины - Кинкакудзи (Золотой павильон) и Гинкакудзи (Серебряный павильон). Золотой павильон, или храм Рокуондзи, или Кинкаку, берет свое начало от дворца Китаяма, построенного сегуном Асикага Есимицу в конце XIV века. Он входил в дворцовый ансамбль близ Киото (ныне в черте города), в 1408 году был превращен в буддийский монастырь Рокуондзи. Золотой павильон, представляющий собой ажурное архитектурное сооружение трехъярусного типа, в 1950 году сгорел и был восстановлен в 1955 году. Кроме того, примыкавший к нему сад был реконструирован в соответствии с канонами дзэн. Когда в архитектуре начался процесс перехода от стиля синдэн к стилю сеин, в садово-парковом искусстве тоже наметились изменения. Садовый стиль синдэн сменил другой - на базе дзенского учения. Стиль синдэн был для японцев традиционным, правда, в таком саду природа выступала уже не в первозданном виде Здесь нет и признаков запущенного парка. Здесь природа символизирована Поэтические произведения, которые читались в саду стиля синдэн, славили обычно какой-то определенный сезон. Поэтому канонизации подверглись и сами образы: осень символизировалась с образом луны, весна - с цветами, лето - с пением кукушки. В период высшего расцвета искусства садов наибольшее влияние имела буддийская секта дзен (созерцание). Это учение зародилось в Индии. Его основное внимание было направлено на природу, в том числе и внутреннюю природу человека Учение дзен большое значение придавало искусству, а дзенские монастыри стали центрами средневековой культуры (неслучайно там процветало искусство садов) Дзенские сады создавались как модель мироздания. Они близки к монохромным пейзажам, в которых грандиозность мира ощущалась благодаря уходящим в бесконечность далям и горам, деревьям на переднем плане "картины". В садах засыпанная галькой площадка - тот же лист бумаги, и на ней располагались разные объемы. 176 100 великих заповедников и парков В дзенском саду достигается родство человека с природой на основе строгих канонических требований, изложенных в трактатах Сырьем для создания таких садов служили камни, вода и растительность (в основном - вечнозеленые растения, мхи) Камни тщательно подбирались по форме, цвету, фактуре, характеру сада Они делились на пять основных групп статуя, низкая вертикаль, плоский, лежачий, изогнутый В руководствах по садоводству рекомендовали в каждом камне рассмотреть его "лицо" и "позу" Воде, а именно устройству водоема, его форме, направлению течения, уделялось неменьшее значение Место для водопада выбиралось особенно тщательно не рядом с домом, но и не очень далеко, чтобы был слышен звук воды, а в лунную ночь виден отблеск струй Подбор растений, их форма, окраска листвы в дзенском саду не менее важны Самая любимая - сосна - символизировала долголетие Из цветущих растений наиболее ценными считались вишня-сакура и дикая слива Предпочитаемые кустарники - камелия, азалия Композиция дзенского сада подчинялась таким правилам воображаемые линии, соединяющие два предмета, должны быть разной длины, не должны быть параллельны друг другу, а сами предметы должны отличаться по размеру В соответствии с этими правилами предлагалось выдерживать аскетичную монохромную гамму, сочетая серые, коричневые, зеленовато-бурые тона По своему характеру сады делились на два основных типа цукияма - пейзажный и хиранива - плоский Сады цукияма, обычно большие по занимаемой площади, представляли собой реальный пейзаж из камней, деревьев, мхов, водоемов и водопада Сад Золотого павильона создан в соответствии со стилем дзен В отличие от более ранней японской архитектуры естественная природа в нем художественно организована Художник сада вычертил контур водоема, рассчитал его размер, форму и даже продумал, как должны соотноситься островки, расположенные на нем Особенно тщательно организован берег озера, который виден из Золотого павильона Неменьшее значение уделялось центральному мотиву сада - водоему с двумя островами - "черепахи" и "журавля" Дворцово-парковые ансамбли, городские парки 177 Сам Золотой павильон кажется удивительно легким, воздушным благодаря найденным идеальным пропорциям и считается одним из лучших образцов японской национальной архитектуры Золотой павильон назван так из-за покрытых позолотой стен Он представляет собой квадратное в плане здание с двумя ярусами, с крышей, покрытой корой кипариса Павильон трехэтажный Два нижних этажа с раздвижными стенами и верандами переходят в широкие террасы - энгава Во втором этаже Золотого павильона находится зал поэзии и музыки, где можно видеть свитки с национальной живописью и иероглифической каллиграфией Из этого зала открывается панорама парка и пруда, в котором видится отражение самого павильона Третий этаж, с узким опоясывающим балконом, увенчан четырехскатной крышей На уровне третьего этажа сделан вынос крыши с приподнятыми краями Золотой павильон стоит на берегу небольшого озера, часть его основания даже находится в воде Поэтому если стоять на веранде первого этажа, то кажется, будто ты плывешь по озеру А позади храма пышная вечнозеленая растительность - хвойные растения и криптомерии Серебряный павильон - Гинкакудзи (или Хигасияма-дэн) был построен в 1489 году для известного сегуна Асикага Есимаса Позже он стал буддийским храмом и был включен в комплекс монастыря Дзиседзи Как и Золотой павильон, он расположен на берегу озера, и раздвигающиеся стены (новая деталь стиля сеин) отделяют интерьер павильона от сада Правда, по своему замыслу и воплощению он менее оригинален, чем Золотой павильон Серебряный павильон двухэтажный, квадратный в плане, с двумя ярусами крыш Тенденция зрительного сближения интерьера с окружающей природой здесь наиболее ярко выражена Павильон поднят над прудом на незначительную высоту с помощью столбов Кроме того, здесь нет широкой террасы на первом этаже, поэтому здание открывается непосредственно на пруд (с южной стороны) и в сад (с северной стороны) На первом этаже, между опорными столбами, оборудованы раздвижные створки (в нижней части - дощатые, в верхней - решетчатые, затянутые бумагой) Павильон Гинкакудзи также окружен великолепной тропической растительностью 178 100 великих заповедников и парков Сад Серебряного павильона считается одним из самых знаменитых и приписывается художнику конца XV - начала XVI века Соами, который прославился также как пейзажист. В первый момент может показаться, что водоем, подступающий к самым стенам Серебряного павильона, и камни в воде - случайная прихоть природы. Но это умелый художественный прием, с помощью которого художник добился впечатления полной естественности. Все было рассчитано заранее: группировка и камней, и деревьев, и очертания берегов с точки зрения на павильон из сада и из павильона в сад. Рассчитаны даже формы и размер деревьев, контрастирующих с камнями или служащих фоном. Камни расставлены в пруду с учетом того, как они будут обрамлять отражение павильона в воде. Это пример пейзажного сада в его полной, развернутой форме (син). Сады при Золотом и Серебряном павильонах из разряда озерно-островных. Фрагменты этих садов, композиционно строго продуманные, можно видеть через рамы стенных проемов. Из Золотого павильона виден пруд с двумя островами "черепахи" и "журавля" (символы глубины познания и высоты человеческого духа). Из Серебряного павильона открывается вид окруженного соснами пруда с островами и камнями- островками. В пруду отражаются павильон, камни-островки, обрамляющие павильон. Реандзи В саду монастыря Реандзи, в древнем Киото, нет ни гор, ни воды, ни деревьев, ни одного цветка, вообще никакой растительности. Здесь лишь камни и песок, выполняющие значение символов. И это можно объяснить традициями японской художественной культуры, в которой символика, абстракционизм занимали особое место. Решение этого сада основывается на выражении понятия пустоты, чистоты. Оно напрямую связано в дзенском учении с отрешенностью созерцания. Сад монастыря Реандзи располагается на небольшой ровной площадке 19 м на 23 м. Он примыкает к террасе жилища настоятеля и отграничен от внешнего мира стеной, над которой поднимаются верхушки хвойных деревьев. Главный материал - пятнадцать темных крупных камней горного происхождения, свободно объединенных в отдельные группы, и белый морской песок. Камни лежат так, как они когда-то лежали в горах, и образуют макет архипелага. Песок, окружающий их, символизирует морскую Дворцово-парковые ансамбли, городские парки 179 стихию (неслучайно по нему деревянными граблями проведены борозды - параллельные полосы на поверхности гравия и извивающиеся вокруг камней). Лишь островки зеленого мха, проросшего на камнях и песке, - "посланники" живого мира, смягчающие строгую монохромию пейзажа. Автор ландшафта - Соами - жил в XIV веке. Безусловно, его отличает тонкое ощущение ритма, цвета. Но некоторые приписывают авторство Хококаве Кацумото, который построил этот сад в 1473 году. Говорят, что он, находясь под влиянием буддийской философии, проповедовал аскетизм, тщетность человеческих деяний, философию непротивления злу, идеализм. Кацумото мог часами смотреть на этот белый песок и камни, пытаясь найти правильный ответ на вечный вопрос: "Что есть истина?" В стиле символизма выполнен и парк храма Дайсэнин храмового ансамбля Дайто- кудзи, в котором также соответствующим образом расположены на маленьком участке земли камни. Только здесь посредством композиции решается другая задача - причудливое оформление бурной реки, текущей в тесном ущелье. Вековые традиции нашли отражение и в архитектуре современной Японии. В духе древних зодчих работают ландшафтные дизайнеры. Один из них - Седо Судзуки. При создании сада Хасуда в Киото он засыпал небольшую площадку округлой формы крупным гравием, а посередине разместил тремя группами семь больших камней. Один камень в средней группе огранен в форме параллелепипеда, у остальных - ровные срезы сочетаются с необработанной поверхностью. Эта композиция была названа "Архипелаг", и в ней четко выражена такая тема, как перелом образного воображения. При виде этого сада возникает ассоциация со знаменитым садом камней в монастыре Реандзи в Киото. Но сходство, скорее, только внешнее, так как Седо Судзуки пытался решить совсем другую задачу, нежели дзенские мастера. Искусствовед Г. Шишкина отмечает: "Архипелаг" - внешне спокойно-уравновешенное произведение, в то же время оно обладает внутренним драматизмом, выражающим образ некоего катаклизма. /* Цилиндрические столбики разной высо- 180 100 великих заповедников и парков Дворцово-парковые ансамбли, городские парки 181 ты, врытые по обеим сторонам центральной композиции, рукотворной обработан ностью невольно напоминают символические остатки неких сооружений. Зрительно они перекликаются, несмотря на разность масштабов, с круглыми столбами, поддерживающими древние синтоистские святилища в Исэ, Идзумо или сокровищницу Сесоин в Нара. В этом можно усмотреть метафору утраты связи с древним прошлым. Но благодаря свободному абстрактному решению общего замысла нет устойчивой навязчивости трактовок, и привязка к Японии тут же может смениться иными размышлениями. Важно и показательно, что композиция, помимо чрезвычайно эффектного и выразительного внешнего плана, обладает значительной внутренней содержательностью отнюдь не пессимистического толка. Автор, как живописец, изобразил на "полотне" гравия отвлеченную "картину", отражающую не Вечность, а определенное состояние в определенный момент, поместив ее в "раму" из узкой полоски газона с невысокими кустарниками, за которыми возвышается декоративная ограда из светлых бамбуковых стволов". Седо Судзуки, использовав традиции образной символики, характерные для национального садового искусства, решил задачу совсем иначе - с позиции современного дизайна, в сугубо индивидуальной интерпретации. Кстати сказать, в "Книге садоводства", написанной в XI веке, как раз говорится о том, что вместе с изучением природы и работ предшественников мастера садов должны выражать и собственные взгляды и вкусы, потому что не существует строго заданных образцов или ограничений для творческого самовыражения. Другой современной аналогией сада камней в Реандзи может служить и сад храма Тофукудзи - Регинтэй (Сад песни дракона) в Киото. Он был создан в 1955 году дизайнером Мирэем Сигэмори. Сигэмори выложил площадку гравием черного, белого и нескольких оттенков серого цветов. Для разделения цветовых зон автор использовал полукруглые каменные валики. Формы камней создают ощущение интенсивного движения - они горизонтальные, в виде острых пиков и вытянутые по вертикали. С правой стороны сад ограждает дощатая стена из ровных, плотно пригнанных досок коричневого цвета, на которые наложены фрагменты крупных концентрических квадратов, выполненные из тех же досок. Правда, дощатое ограждение, примыкающее к монастырской глинобитной стене, выглядит довольно инородно. Американец Стефен Эддисс, специалист по японскому искусству, считает: "По сравнению с Реандзи, эстетика которого, основанная на спо- койствии и строгости, способствует погружению в состояние внутреннего созерцания, Регинтэй словно заставляет нас встать, оглядеться и почувствовать силу окружающего мира. Возможно, контрасты двух "сухих" садов отражают два аспекта дзенского сознания - спокойный и динамичный".