Вопрос содержания птиц в неволе (дома или в уголках жи¬вой природы школы) вызывал и вызывает большие разногласия. Некоторые считают, что лишение птиц свободы противоречит за¬дачам охраны, защиты и использования их для борьбы с вредите¬лями лесов, садов и полей.
Фасад дворца со стороны парка украшен полуфигурами кариатид и атлантов, поддерживающих карниз. Отмечая эту деталь оформления, авторы книги "Искусство XVIII века" пишут: "Расположенные по всему фасаду попарно между высокими окнами, они придают дворцу нарядный, живописный вид. Эта деталь заставляет вспомнить об архитектуре Цвингера, однако именно здесь проявляется коренное различие пластического декора в барочных зданиях и постройках рококо. Скульптура Цвингера неразрывно связана с архитектурой, кажется, что сами павильоны готовы раствориться в живописной массе покрывающего их скульптурного убранства; атланты Сан-Суси, напротив, только оживляют поверхность строго конструктивного объема здания; они являются декором в более точном, прямом значении термина" Фигуры изящных вакханок встречают посетителей у самого дворца. На большом куполе, который увенчал овальную среднюю часть дворца, замерли в танце скульптуры, олицетворяющие стихии - Огонь, Воду, Землю и Воздух Еще выше - парящие фигуры Венеры и Меркурия. Высокие полуовальные окна подняты от земли на высоту трех ступеней, которые заменяют цоколь. При всем том фасад дворца и колоннады, встречающиеся при въезде в Сан-Суси, довольно строги (это вполне отражало вкусы прусских королей). Внутренние помещения дворца спроектированы по схеме двойных апартаментов, согласно которой комнаты располагались двумя рядами, а главные из них выходили в сад. Самое большое помещение дворца - Мраморный зал овальной формы. Он увенчан куполом, открывающимся в середине. Мраморные колонны, расположенные попарно, поддерживают карниз со скульптурной группой, символизирующей Архитектуру, Музыку, Живопись, Ваяние и Астрономию. Концертный кабинет дворца в Сан-Суси считается одним из самых красивых залов эпохи немецкого рококо. В парке "Без забот" любили отдыхать придворные и многочисленные гости короля. Довольно часто сюда приезжал Николай I с царицей - сестрой Фридриха II, наведывался Вольтер. К концу правления Фридриха II Сан-Суси пришел в запущенное состояние. Чтобы восстановить резиденцию, в Потсдам были приглашены знаменитые зодчие (Айзербек- младший, Петер Йозеф Ленне), и в результате их усилий парк приобрел современный вид. Тогда же, сразу пос- вкнм 32 100 великих заповедников и парков ле окончания Семилетней войны, был построен и Новый дворец (1763- 1769) Это трехэтажное здание длиной почти 240 м должно было продемонстрировать, что казна Пруссии полна Сначала строительство Нового дворца возглавил архитектор И Бюринг, затем - Карл фон Гонтард По отлогой лестнице, украшенной с обеих сторон подстриженными деревьями, можно пройти от нижнего водоема к дворцу, который расположен на верхней террасе Перед пилястрами и на аттике стоят 292 большие скульптуры, созданные на мифологические сюжеты На здании Нового дворца установлены еще 196 детских фигур и других скульптур, поддерживающих свод здания Новый дворец был задуман как жилой замок, поэтому его внутренние покои разделены на отдельные апартаменты, состоящие из передней, спальни, кабинета и общих помещений - столовой и музыкальной комнат В Новом дворце устраивались пышные приемы, после которых гости отдыхали в оранжерее, расположенной недалеко от искусственного озера