Вопрос содержания птиц в неволе (дома или в уголках жи¬вой природы школы) вызывал и вызывает большие разногласия. Некоторые считают, что лишение птиц свободы противоречит за¬дачам охраны, защиты и использования их для борьбы с вредите¬лями лесов, садов и полей.
Английские садовники стремились создать иллюзию естественности, и это главное отличие английского пейзажного парка от французского регулярного. Пейзажные парки стали появляться в Англии уже в первой четверти XVIII столетия. Первым образцом нового стиля считается сад, устроенный известным поэтом Александром Попом (1688-1744) в Твикенхэме в 1719 году. В свое время А. Поп считался одним из законодателей английского вку- 18 100 великих заповедников и парков Дворцово-парковые ансамбли, городские парки 19 са Сад в Твикенхэме создан под влиянием эстета-моралиста Антони Эшли Купера, третьего графа Шафтсбери (1671 - 1713) Граф говорил, что "даже дикие скалы, поросшие мхом пещеры, лишенные определенной правильно-" сти гроты и водопады, со всей суровой привле-I кательностью пустынности, прелестнее и прекраснее для меня, чем чопорное жеманство садов "владетельных принцев" Для него такие категории морали, как правда, добро и красо та в принципе обозначали одно и то же Ощущение собственной свободы и могущества **° вдохновляло графа на создание больших анг- лийских парков Согласно его учению, наблюдения за природой в разные времена года и в течение одного дня - это элемент духовного самосозерцания человека Именно Шафтсбери принад лежит фраза "Сады и рощи внутри нас" Очевидно под влиянием Шафтсбери писатель Джозеф Аддисон (1672- 1719) резко высказывался против уродования деревьев, когда им придают геометрические формы "Наши деревья вздымаются подобно кеглям, шарам и пирамидам Я охотнее гляжу на дерево во всей его полноте и изобилии веток и сучьев, нежели на подпертое и подстриженное в виде геометрической фигуры Фруктовый сад в цвету выглядит бесконечно роскошнее, нежели маленькие лабиринты и тонко выполненные партеры" Один из первых проповедников "готицизма" в архитектуре Батти Лэнг-ли (род в 1696 году) писал "Нет ничего более отталкивающего, чем застывший "регулярный сад" Он был и большим сторонником создания в парках руин, устройства "диких" уголков природы И вот на волне этой всеобщей любви англичан к пейзажным паркам Поп создает свой Твикенхэм Его сад - связующее звено между регулярными садами голландского типа и садами поэтическими, живописными Одни специалисты (например, авторитетный английский искусствовед Николас Певзнер) считают этот сад с извивающимися дорожками, крошечными холмиками, раковинами и минералами и разнообразными эффектами на небольшом пространстве вообще первым садом пейзажного типа Другие относят его к определенным стилям - барокко, рококо, классицизму, романтизму или считают эклектичным Д Лихачев пишет "Мне лично кажется наиболее убедительной точка зрения Морриса Браунелла, что этого противоречия нет В самом деле, А Поп считал первым принципом садового искусства контрастность и разнообразие В Твикенхэме есть самые различные элементы садовых устройств, часть из которых использовалась и ранее в различных стилях регулярных садов восьмиугольники, партеры, цветы, прямые и правильные дорожки вперемежку с самыми различными "неправильностями" В целом Поп подчинил все старые элементы новому принципу Ближе всего его сад, как мне представляется, к садам рококо, которые, несомненно, предшествовали романтическим и являлись в известной мере первой формой стилистического упорядочивания пейзажных парков, "стихийно" существовавших и ранее Противоречие есть в другом между поэзией Попа и его садовой прак тикой В Англии принято Попа как поэта считать классицистом" Поп стремился усилить пейзажную декоративность, поэтому брал элементы из предшествующих стилей регулярного садоводства Однако А Поп поставил в саду небольшие классические постройки, полускрытые зеленью, как это было принято делать в соответствии со стилем рококо Цент ральная садовая постройка А Попа - грот - имеет вид классической ротонды Позже грот стал излюбленной деталью пейзажных парков вообще Сам Поп считал, что он организует свой сад по пейзажному принципу Однако в саду Твикенхэма можно заметить не только элементы ь^й-зажности, но романтизма На небольшой территории сада, названного конспектом природы, невозможно было создать значительные пейзажные картины, однако здесь уже не было стриженых деревьев и симметрии Украшением сада служили большой газон, спускавшийся от дома к реке, и плакучие ивы около дома Грот весь убран подарками (камнями и раковинами, присланными поэту различными людьми из Италии, Египта, Кента, Плимута, Корнуолла, Йоркшира и тд Поэтому грот называли еще Раковинным храмом Помещения грота не похожи друг на друга Этот грот имел открытый вход, через него был виден, как в раме, определенный участок Темзы В этой раме из драгоценностей (разнообразных камней и раковин) внезапно появлялись и пропадали суда, как в "перспективном стекле" Когда закрывались двери этой "драгоценной рамы" и в гроте становилось темно, на противоположной стене через небольшое отверстие в двери появлялись своеобразные движущиеся картины Кроме того, в гроте можно было почув ствовать перемены от света к сумеркам и от сумерек к свету Поп провозгласил три главных принципа разбивки парков контрастность, неожиданность (сюрпризность) и скрытие ограды Он с гордостью заявлял, что две плакучие ивы в его маленьком садике на берегу Темзы - 20 100 великих заповедников и парков самые красивые в королевстве. Замысел Попа претворял в жизнь ландшафтный архитектор Бриджмен (именно он признан первым строителем пейзажных парков). Кроме сада в Твикенхэме Бриджмен создал первоначальную планировку сада в Стоу, разбил Королевский сад в Ричмонде. А. Поп утверждал, что "мужественные британцы, презирая иноземные обычаи", предоставляют своим садам свободу от тирании, угнетения и автократии. Он рекомендовал при устройстве садов советоваться во всем с "гением местности", то есть с природой. Поэт был так увлечен садовым искусством, что в 1724 году написал: "Садоводство ближе... к божественному творчеству, чем поэзия". Во многих его работах встречаются описания садовых ландшафтов. У Попа, как общепризнанного законодателя вкуса, быстро нашлись последователи. Поэт оказал большое влияние на теоретиков пейзажного садоводства середины XVIII века - Филиппа Соускота и поэта Вильяма Шенстона и популяризаторов - Джозефа Спенса и Хораса Уолпола. Воодушевленные примером Попа английские магнаты стали окружать свои дворцы так называемой дикой природой. Они вырубали аллеи, уничтожали гидравлические сооружения, выкорчевывали деревья и кустарники, которым садовники придали формы конусов, пирамид, прямые каналы превращали в окаймленные живописными берегами "змеящиеся" речки. На месте бассейнов правильной четырехугольной и округлой формы сооружали пруды естественных очертаний, заросшие тиной, кувшинками и водяными лилиями. Таким образом создавался пейзаж дикой природы. Однако и английский парк подчинен строгим формальным принципам. Ландшафтные архитекторы стремились подражать только исключительно красивым ландшафтам Италии, известным по картинам Лоррена, Пуссена (У. Кент буквально воспроизводил картины итальянских художников в пейзаже парков). "Кроме того, существует ряд формальных принципов, которые обязательно присутствуют в каждом английском парке, - пишет М. Соколова. - Это так называемый "На, ha!" - ров, незаметно отделяющий парк от окружающей местности и в то же время эффективно защищающий его от вторжений скота. Это "бит" - дорожка, идущая по всему периметру парка и представляющая таким образом маршрут, позволяющий осмотреть все владения. Это огромные "пустые" (без цветников и скульптуры) газоны; посадки деревьев наподобие "десятки пик", всевозможные серпантинные дорожки, причудливые, извилистые русла рек, которые менялись по прихоти заказчиков; это старые, засохшие деревья, которые Дворцово-парковые ансамбли, городские парки "высаживались" для создания специфического эффекта. Изощренность садоводов доходила до того, что даже овцы, пасшиеся на лугах, подбирались по цвету шерсти, чтобы создавать издали красивые колористические пятна".