Великим каналом протяженностью около 1782 км Хуанхэ соединена с рекой Янцзы и крупными морскими портами Тяньцзинь и Шанхай. Эта водная магистраль, являющаяся творением человеческих рук, берет начало в Пекине и тянется до Ханчжоу. Ее строительство началось еще в V веке до н. э. Рабочими были проведены работы по углублению и расчистке. На протяжении долгого времени Великий канал являлся важным транспортным путем; и в наши дни по южному участку Великого канала все еще возможно передвижение крупных судов. Что касается самой реки, то судоходство на ней издревле было затруднено из-за быстрого и бурного течения. Водный путь был возможен лишь на небольшом отрезке длиной 161 км (в нижнем течении). Строительство плотины близ города Ланьчжоу, появление в результате этих работ огромного водохранилища и гидроэлектростанции в ущелье Саньмынься, дающей 1 млн. киловатт-часов электроэнергии, увеличило протяженность судоходных отрезков до 790 км. Площадь Саньмыньсянского моря составляет 2350 км2, его водный объем равен 35 км3, а длина – около 300 км. Это гидротехническое сооружение, предназначенное для выработки электроэнергии, орошения земель и улучшения судоходства, эффективно борется даже с самыми мощными паводками. В настоящее время предполагается начать строительство новых плотин, призванных увеличить число судоходных отрезков как на самой Желтой реке, так и на некоторых ее притоках. Таким образом, с 1955 года правительство Китая пытается реализовать т. н. ступенчатый план регулирования Хуанхэ, предполагающий строительство 4 крупных и 42 вспомогательных дамб на главной реке и впадающих в нее водных артериях. Крупномасштабные государственные программы дополняются многочисленными местными проектами, предусматривающими строительство маленьких плотин на небольших речках, террасирование склонов лессовых холмов и посадку лесных массивов для предотвращения эрозии почв.
|