Ледник Ламберт-Фишер в Восточной Антарктиде, вероятно, является величайшим в мире ледником. Его ширина достигает 64 км, а длина, если считать и его морское продолжение, шельфовый ледник Эймери, – около 700 км. Он собирает лед примерно с пятой части ледникового щита Восточной Антарктиды; если сделать расчет, то получится, что примерно 12% запасов пресной воды на Земле проходит через этот ледник. Ледники двигаются медленно. Самый быстрый, ледник Якобсхавн в Гренландии, преодолевает 7 км в год, в то время как ледник Ламберт соскальзывает с гор Принс-Чарльз со скоростью всего 0,23 км в год, постепенно ускоряясь до 1 км в год у ледяного барьера Эймери. Однако он двигается хотя и не быстро, но мощно, поскольку через него за год проходит около 35 км3льда. Ледник Ламберт-Фишер. Вид из космоса Поверхность ледника, подобного этому, если смотреть на него с большой высоты, например с самолета, отмечена линиями тока – естественными ребрами льда, указывающими направление его движения, словно мазки гигантской кисти по маслу панорамной картины. С земли эти ребра незаметны, но их можно выявить по участкам параллельных трещин. Они создаются различной скоростью движения льда внутри ледника, могут формироваться неровностями ложа ледника или препятствиями на его пути. В этом случае образуется зона беспорядочных трещин, как, например, в местах резкого изменения угла наклона местности; это явление называется ледопадом и является аналогом водопада на реке. Некоторые из трещин ниже острова Гиллок, образовавшиеся оттого, что ледник вынужден обтекать этот остров, достигают более 400 м в ширину и 40 км в длину, превосходя по размерам некоторые альпийские ледники. Через эти огромные трещины, или рифты, перекинуты снежные мосты, вселяющие робость в путешественника, вынужденного пользоваться ими. Однако, несмотря на их огромные размеры, переход по ним достаточно безопасен, поскольку дополнительный вес трактора бесконечно мал по сравнению с весом снега, выдерживаемого мостом.
|