Совместное времяпрепровождение взрослых и ребенка на садовом участке — это отличный способ обогатить познания малыша об окружающем мире, научить его бережно относиться к природе, подмечать сезонные изменения в жизни растений и насекомых, ухаживать за культурными растениями. Способов такого увлекательного и ненавязчивого развития много. Умело чередуя их, вы сможете расширить кругозор ребенка, приобщить его к труду и замечательно проведете время вместе. Маленький помощник Для развития юных садоводов главное — процесс познания и созидания. Первые задания для него должны быть несложными и увлекательными. Необходимо подчеркнуть важность выполняемой им работы и похвалить. Полуторагодовалый малыш может поливать грядки из небольшого ведерка или лейки. В 3-4 года ребенок может помочь сеять семена растений, собирать урожай. Дети постарше, отличающие культурные растения, могут помочь в борьбе с сорняками. Чтобы малыш не утомился, чередуйте его занятия, придумывайте игры, наблюдайте за поведением насекомых, изменениями погоды и природными явлениями. Если ребенок действительно увлечен, можно выделить ему небольшой участок для самостоятельной работы. Поощряйте его желание украсить грядку садовой фигуркой, которую можете смастерить вместе в свободное время. Дети очень нетерпеливы. Они хотят посадить растение и сразу увидеть всходы или даже собрать урожай и попробовать его, как в сказке. Поэтому для его грядок выбирайте быстро созревающие и неприхотливые культуры: редис, горох, кабачки, подсолнечник, кукурузу, щавель, петрушку, морковь. Девочкам может понравиться идея разбить собственную клумбу-цветник. Пусть малыш наблюдает за вашими действиями в саду. Беседуйте и объясняйте, зачем растениям полив, чем отличаются культурные растения от сорных, почему пчелы садятся не на все цветы. Наблюдайте за поведением муравьев, расскажите, как важно мыть руки после работы в саду, а также собранные овощи и фрукты перед употреблением. Любая ситуация, которая возникает в вашей загородной жизни — это отличный повод для приобретения новых знаний. В конце сезона обязательно покажите своему помощнику, как можно заготовить семена на следующий год. Подпишите их вместе. Если малыш еще не знает букв, можно сделать красочные рисунки. Можно найти гусеницу, которая целый день занимается поеданием листьев, поместить ее в банку или в аквариум. День за днем наблюдая за ней, как она превратится в куколку, а затем в бабочку. Удивительные метаморфозы из гусениы в бабочку навсегда запомнятся ребенку и ему в последствие захочется наблюдать еще и еще за живыми организмами. Попросите отца или дедушку смастерить вместе с ребенком кормушку для птиц или купите уже готовую в магазине зоотоваров. Каждый день подсыпайте зернышки в кормушку и наблюдайте за видами птиц и их поведением. Как правильно отдыхать Чтобы ребенку было интересно, пока вы продолжаете работать, его нужно чем-то занять. Придумать увлекательную игру на даче несложно. Чтобы он быстрее запомнил названия растений, собирайте по одному листочку с каждого, пусть он угадывает, что это за растение и показывает, где оно растет. Можно поиграть в съедобное – несъедобное. Показывайте или называйте малышу разные растения, а он угадывает что это: овощ, ягода, фрукт, просто красивый цветок или сорняк, с которым нужно бороться. Интересным занятием может оказаться изготовление пугала или садовой скульптуры из бросового материала. Здесь включайте фантазию, экспериментируйте, покажите ребенку, как это делать и он даст вам множество новых идей. Младшему школьнику можно придумать игру сложнее, которая поможет изучить строение растений, форму листа у разных видов, цветка, соцветия. Эти знания ему пригодятся в школе на уроках природоведения. Если он любит рисовать, предложите составить полевой дневник. Туда можно зарисовывать листочки и цветки, увиденных насекомых. Такой альбом зимой подарит много приятных теплых воспоминаний. При правильном подходе к развитию ребенка и отношении к его труду, результатом вашей совместной работы на даче станет не только укрепленный иммунитет и хороший летний загар малыша, но и множество новых впечатлений и знаний об окружающем мире.
|