Цель любительского обучения «говорению» направлена, как правило, на овладение птицей возможно большим словарем, на правильное произношение звуков речи. Большинство «говорящих» попугайчиков, воспитанных любителями, выдают свой репертуар независимо от ситуации.
Наиболее способными оказываются попугайчики, взятые из гнезда ослабленными и хилыми, которых приходилось докармливать и согревать, т. е. птицы, отставшие в физическом развитии от своих братьев и сестер.
Для приручения надо приобретать молодого попугайчика, спокойного, нетрусливого, еще не боящегося руки, который только-только научился есть сам. Хорошо, если вы примете участие в его докармливании. Для этого готовится смесь из яйца, любой каши с добавлением молока, протирается через сито, и получается сметанообразная масса – подкормка. Теперь берите птенца, сажайте себе на колени и, придерживая его рукой, с ложечки предлагайте теплую подкормку, подводя ложку с едой ему под клюв. Птенец быстро сообразит, что делать.
При искусственном вскармливании птенцов необходимо соблюдать осторожность в процессе открывания клюва (ввиду его мягкости). С этой целью следует применять гладкую палочку, которую помещают в угол клюва, и в образовавшуюся щель вкладывают корм. Питьевую воду дают через пипетку, закапывая в открытый клюв. Подкармливать птенца таким образом можно только в том случае, если он не боится руки и еще плохо ест самостоятельно.
«Говорение», по-видимому, воспринимается птицей как вариант песни, которую она усваивает в процессе общения с человеком.
Обращение к попугайчику имеет, как правило, яркую эмоциональную окраску. Это преимущественно имя попугайчика и его ласкательные варианты. Обычно это первые слова, произнесенные попугайчиком. Они характеризуются смешанной интонацией, наблюдается как бы ее «скольжение» из-за несходства интонационно-акустических характеристик у членов семьи, каждый из которых произносит эти слова, обращаясь к попугайчику.
Наиболее примитивной формой «говорения» является простое копирование слов и фраз вне всякой связи с ситуацией и предметом. Обучение такому «говорению» основано на простом многократном повторении лексических единиц. Наиболее способные особи могут до некоторой степени без обучения самостоятельно усваивать элементы речи. При данной форме усвоения птица воспроизводит выученное, как правило, вне зависимости от каких-либо внешних факторов, подчиняясь, видимо, только своему внутреннему состоянию, как бы «по настроению». Однако некоторых птиц можно «разговорить», используя разные внешние ключевые раздражители.
Все кореллы отличаются друг от друга. Нет двух совершенно похожих. Разница проявляется не только в результатах обучения, т. е. в объеме и способе воспроизведения заученного, но и поведении, общении с человеком, степени прирученности и т. д. Каждый попугайчик своеобразен по своему нраву, способностям, отношению к людям, знакомым и незнакомым.
|