. Слова и фразы, как бы подхваченные на лету. Этот разряд наиболее интересен для анализа, так как здесь проявляется вкус попугайчика, есть возможность оценить, по какому принципу птица подбирает слова, которые затем повторяет после нескольких или даже одного предъявления. Сюда могут входить отдельные слова и короткие фразы, принадлежащие к любому (за исключением, естественно, пятого) из предыдущих разрядов, но отличающиеся, видимо, особой эмоциональностью и притягательностью для птицы благодаря сочетанию звуков, интонаций. Интерес к таким словам может быть также связан с одномоментной ситуацией, привлекшей внимание птицы. Это могут быть любимые словечки и выражения членов семьи, которые волнистый попугайчик воспроизводит с поразительной точностью. музыка разделена по стилям и направлениям. В отличие от других разрядов факт копирования таких слов наиболее интересен и удивителен для окружающих людей. Восприятие окружающей среды у животных и человека, в особенности у птиц и человека, проходит по одним и тем же каналам, т.е. по зрительному и акустическому. Поэтому при обучении птицы "говорению" следует опираться в большей степени именно на эти каналы. Обучение птицы проводится не только в форме многократных повторений для формирования имитаций, но и с целью идентификации предметов, здесь закладываются первые стадии абстрагирования. Птица идентифицирует, т.е. называет яблоком не только яблоко, которое было предъявлено ей при первом знакомстве с этим предметом и его названием, но и всякое другое яблоко, естественно отличающееся от первого по цвету, размеру и т.д. Обучение имеет несколько граней: —предмет — словесное определение; —ситуация — соответствующее акустико-словесное или двигательное поведение; —диалог — корректная реакция на вопрос; 51 — умение отвечать и задавать вопросы. Имитация птицей человеческой речи — процесс многоступенчатый, включающий несколько стадий "говорения". С точки зрения абстрагирования и ассоциативного усвоения слов человеческой речи представляется возможным выделить несколько форм усвоения лингвистических элементов в зависимости от наличия ассоциативных связей между предметом и словом, ситуацией и фразой.
|